Вопросы,
поступившие от телезрителей в ходе проведения
28 ноября 2023 года областного школьного родительского собрания
«Мой нетрудный подросток»
За какие проступки подросток может стать на внутренний школьный учёт?
Ответ: Понятие «внутренний учёт» не употребляется.
Определены следующие учетные категории:
на основании Закона Республики Беларусь «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» от 31.05.2003 № 200-З с несовершеннолетним обучающимся, в учреждении образования, может проводится индивидуальная профилактическая работа при наличии оснований для ее проведения;
на основании Положения о порядке комплексной реабилитации несовершеннолетних, потребление которыми наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов, токсических или других одурманивающих веществ, употребление алкогольных, слабоалкогольных напитков или пива установлены в соответствии с законодательством, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 27 июня 2017 г. № 487, с подростком может проводиться комплексная реабилитация;
в соответствии с Декретом Президента Республики Беларусь от 24.11.2006 №18, постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 15 января 2019 г. № 22 ребенок может быть признан находящимся в социально опасном положении, нуждающимся в государственной защите.
Вместе с тем, если учащийся нарушает правила внутреннего распорядка, не выполняет обязанности обучающегося и т.д., ему может быть предоставлено дополнительное социально-педагогическое и психолого-педагогическое сопровождение, определены необходимые мероприятия для коррекции поведения и т.д.
Какие именно названия приложений в телефоне у ребенка, должны насторожить родителя? Чего быть не должно, каких приложений?
Есть ли служба, которая мониторит интернет?
Хотела бы узнать где и у кого родители могут узнать информацию о всех запрещенных сайтах, группах, и запрещённых каналах?
Подскажите, пожалуйста, какие на данный момент известны запрещённые группы, сайты, каких не должно быть в телефонах детей?
Ответ: Некоторые названия приложений, которые могут вызвать беспокойство у родителей, включают приложения для анонимного общения, приложения с содержанием для взрослых, приложения для знакомств, а также приложения, связанные с агрессией, ненавистью или содержащие вредоносный контент.
Родителям немаловажным будет изучение переписки в социальных сетях своих детей. В ходе осмотра компьютера, телефона обращайте внимание на ярлыки некоторых смс-мессенджеров (Telegram, ViPole, Jabber) и программ (Tor). Данные программы могут свидетельствовать о том, что Ваш ребенок интересуется чем-то противозаконным и это должно явиться поводом к открытому разговору между Вами. Еще одним фактором может явиться то, что ребенок ставит пароли, графические ключи доступа к своим гаджетам, а также к некоторым программам. Родителям же необходимо знать коды доступа и время от времени изучать переписку. Важным фактором может быть то обстоятельство, что ребенок перестает просить у родителей карманные деньги либо же просит реквизиты банковской карты для перечисления на нее денежных средств под благовидным предлогом. Кроме этого отсутствие необходимости в пополнении баланса мобильного телефона (будет не лишним заказать детализацию как звонков и интернет-трафика, так и изучить детализацию пополнения баланса мобильного телефона).
В органах внутренних дел не имеется специализированной службы, которая мониторит Интернет. Данной направление служебной деятельности вменено (в части касающейся) различным подразделениям, как милиции общественной безопасности, так и криминальной милиции органов внутренних дел.
Запрещенные сайты, группы и каналы для детей могут включать в себя ресурсы с взрослым контентом, сайты, призывающие к ненависти или насилию, а также страницы, предлагающие небезопасные или незаконные виды деятельности. Важно проводить контроль и обсуждать с детьми правила безопасного поведения в интернете.
Республиканский список экстремистских материалов размещен по следующему адресу в сети Интернет: http://mininform.gov.by/documents/respublikanskiy-spisok-ekstremistskikh-materialov/
Если поставили ребёнка на учёт по делам несовершеннолетних, в течение какого времени он может быть снят с учета?
Ответ: Индивидуальная профилактическая работа (далее – ИПР) в отношении несовершеннолетних начинается со дня получения органом, учреждением или иной организацией, осуществляющими профилактику безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, документа, являющегося основанием для проведения ИПР. В среднем, срок проведения ИПР с несовершеннолетним составляет 12 месяцев.
ИПР в отношении несовершеннолетних прекращается при истечении сроков, предусмотренных ч. 4 ст. 7 Закона Республики Беларусь от 31.05.2003 № 200-З «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» или достижении возраста восемнадцати лет, избрании меры пресечения в виде заключения под стражу, осуждении к наказанию в виде ареста или лишения свободы на определенный срок, в случае смерти, а также в определенном законодательством порядке объявления умершими либо признания безвестно отсутствующими.
До какого времени ребёнок, подросток в тёмное время суток, может находиться на улице? И если он без сопровождения взрослого.
Что будет если милиция поймала ребёнка 16 лет после 11 вечера?
До какого времени можно гулять ребенку, подростку не в школьное время?
Ребенку 12 лет, до какого времени ему можно гулять на улице без родителей?
Ответ: в соответствии со статьей 301 Закона Республики Беларусь от 31.05.2003 № 200-З «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» несовершеннолетние в возрасте до шестнадцати лет (за исключением несовершеннолетних, обладающих дееспособностью в полном объеме) не могут находиться в период с двадцати трех до шести часов вне жилища без сопровождения родителей, опекунов или попечителей либо без сопровождения по их поручению совершеннолетних лиц.
Что делать если старшие дети в школе курят вейп в туалете, а также в других местах и с ними дети младше их, как с этим бороться?
Как уберечь ребёнка от курения электронных сигарет и как повлиять на него что бы он бросил курить?
Что будет если ребёнка в школе «поймают» с вейпом, какие последствия будут?
Очень интересен вопрос по поводу употребления подростками электронных сигарет? И как на это реагировать?
Здравствуйте, я обеспокоена тем, что подростки курят вейп, у каждой школы дымят и в кафе. Это вредно для здоровья и считаю, чтобы было за это наказание по закону.
Когда на государственном уровне поднимется вопрос о запрете вейпов парилок и т д, это дрянь продается на каждом углу в каждом тц, стоит недорого, каждый 3 школьник, начиная с 6 класса уже парит, при том что эти вещи наносят непоправимый ущерб здоровью наших детей.
Ответ: Если ученики в школе курят - сообщить педагогу, администратору.
На основании статьи 118 Кодекса Республики Беларусь об образовании за курение (потребление) табачных изделий, использования электронных систем курения, систем для потребления табака в помещениях и на территориях, занимаемых учреждением образования, несовершеннолетний может быть привлечен к дисциплинарной ответственности.
В случае выявления курения в учреждении образования несовершеннолетний будет привлечен к административной ответственности по ст. 19.9 (курение (потребление) табачных изделий в запрещенных местах. Ответственность за данное правонарушение наступает с 16 лет.
При совершении несовершеннолетним правонарушения до достижения возраста привлечения к административной ответственности, в отношении родителей может быть начат административный процесс по ч. 1 ст. 10.3 КоАП (невыполнение обязанностей по воспитанию детей) и они могут быть привлечены к административной ответственности в виде штрафа в размере до 10 базовых величин.
Справочно: в целях профилактики противоправного поведения несовершеннолетних, в том числе с потреблением табачных изделий, использованием электронных систем курения, систем для потребления табака в запрещенных местах, сотрудниками ОВД, в том числе с несовершеннолетними, с которыми ИДН проводит ИПР, проведено 7064 профилактических мероприятия, из них: 4155 выступлений, лекций и бесед, 1291 с показом видеофильмов. В проведенных сотрудниками ОВД мероприятиях приняло участие около 56 тысяч несовершеннолетних, в т.ч. 2602 – с которыми ИДН проводит ИПР.
Основной признак курения вейпа, который должен знать каждый родитель — у ребенка возникает повышенное слюноотделение.
Также симптомами может служить:
- сухость во рту (реакция на тяжелые металлы в составе);
- головная боль (до мигреней);
- головокружение;
- снижение показателей внимания;
- ухудшение концентрации;
- эмоциональные расстройства различного характера;
- боли в животе;
- проблемы с ЖКТ (диарея, тошнота).
Электронная сигарета состоит из:
- светодиода, который имитирует «огонек» сигареты;
- аккумулятора и микропроцессора;
- сенсора;
- распылителя и картриджа с жидкостью.
Жидкость, которая заправляется в электронную сигарету, приобретается отдельно, может содержать ароматизаторы. В ее составе – смешанные в различных пропорциях пропиленгликоль и глицерин, а также никотин, которого, как мы уже говорили, может и не быть.
В составе традиционного «наполнителя» для электронных сигарет содержится:
- 55-62% пропиленгликоля;
- 30-35 % глицерина;
- 0-3,6% никотина;
- 2-4% ароматизаторов;
- вода в определенной концентрации.
Пропиленгликоль – это вязкая и прозрачная жидкость, практически без запаха, имеет немного сладковатый вкус, обладает гигроскопическими свойствами (способность вещества поглощать водяные пары из воздуха). Пропиленгликоль разрешен к применению в качестве пищевой добавки. Он достаточно широко используется при производстве товаров в разных сферах промышленности, в том числе пищевой, косметической и фармацевтической. Пропиленгликоль частично выводится из организма в первоначальном виде, а то, что остается, превращается в молочную кислоту, которая усваивается организмом.
Глицерин также является жидкостью без цвета и используется в промышленности. Вместе с тем, при процессе дегидрадации, проще говоря, обезвоживании, глицерин становится токсичен, особенно для дыхательных путей.
На первый взгляд, все просто. Заправил картридж ароматной жидкостью, куришь и вроде как здоровью не вредишь. Но не все так однозначно. Да, с одной стороны, вредные вещества, которые в большом количестве содержатся в обычных сигаретах, перестают поступать в организм. Отмечается даже улучшение самочувствия.
Вместе с тем, большинство производителей добавляют в состав жидкостей никотин. Происходит элементарная замена одной сигареты на другую, только электронную. Это значит, что окончательно распрощаться с этой вредной привычкой не получится. Ведь именно никотин вызывает привыкание, а значит, организм все равно будет требовать новую дозу этого вещества.
Стоит учитывать, что вдыхание пара и дыма отличаются по своей сути. Пар не доставляет того чувства «насыщения», как дым. Поэтому человек, который предпочитает электронные сигареты, курит намного чаще или выбирает более «крепкую» жидкость в картридже.
Согласно исследованиям российских ученых, пар, который вдыхает курильщик электронных сигарет, агрессивно воздействует на легкие, может приводить к развитию такого заболевания, как эмфизема.
К выводу, что электронная сигарета ничего, кроме вреда для здоровья, не приносит, пришли и американские специалисты. Сотрудники Администрации по контролю за пищевыми продуктами и лекарственными средствами (Food and Drug Administration - FDA) выборочно провели анализ картриджей для заправки электронных сигарет. Исследование показало наличие в них канцерогенных веществ, способствующих развитию онкологических заболеваний. Кроме того, реальный состав жидкости не всегда соответствовал тому, который был заявлен производителем. Например, в безникотиновом составе жидкости для курения был обнаружен никотин.
Продавать электронные сигареты запрещено в 13 странах мира. В более чем 50 их оборот регулируется. Курить эти устройства в помещениях нельзя в 30 странах. Так, например, реклама, продажа и распространение электронных сигарет запрещены в Австралии, Аргентине, Греции, Бельгии, Бразилии, Финляндии, Канаде, Тайланде, Мексике и ОАЭ.
Не поможет такая сигарета и окончательно преодолеть желание «подымить». Курение – не только физическая, но и психологическая зависимость, а электронная сигарета – лишь замена. А сменив обычную сигарету, пусть на более оригинальную и современную, не перестанешь быть курильщиком. Кстати, с мнением, что электронная сигарета – это не эффективный способ отказаться от курения, а всего лишь смена «атрибута», согласны психологи и наркологи.
Несколько практических советов «как помочь своему ребенку бросить курить»:
1. Не устраивайте истерику. Истерика и ругань еще не уберегла ни одного подростка от попадания в плохую компанию и вредных привычек. Возьмите паузу, чтобы справиться с эмоциями. Подумайте, какие ошибки вы как родитель допустили, достаточно ли внимания уделяли своему ребенку.
2. Если вы курите. Если кто-то в вашей семье курит, используйте ситуацию как повод отказаться от вредной привычки вместе. Честно поговорите с ребенком и расскажите, что вам тоже будет очень сложно отказаться от своей зависимости. Будьте искренними и не врите, покуривая тайком.
3. Режим дня. Спланируйте режим дня подростка таким образом, чтобы не оставалось времени для глупостей. Вы должны подобрать для ребенка занятия, которые будут интересны ему, а не вам. Так вы дадите понять, что считаетесь с его мнением и даете право выбора.
4. Спорт. Поговорите с подростком и выясните, какие виды спорта ему нравятся. Идеальным вариантом будет спортивная секция, потому что там ребенок попадет в другое окружение, где курить не модно, где в почете другие качества.
5. Уверенность. Излучайте уверенность и оптимизм. Дайте подростку понять, что курение вас расстраивает, но вы верите, что он справится с этой проблемой. Пусть он почувствует, что вы уважаете его и считаете способным и талантливым. Не бойтесь хвалить его за достижения и развивать в нем уверенность.
Казалось бы, все просто. Но на деле реализация этих советов, для некоторых родителей, становится непосильной задачей. Это происходит потому, что нам очень тяжело меняться самим. Легко увидеть чужой недостаток. А взять и изменить собственную жизнь трудно. Но счастье детей и всей семьи в целом – достойная награда. Не бойтесь бороться за нее и не пасуйте перед трудностями!
У меня не нормированный рабочий день. Периодически вынуждена оставлять детей одних без присмотра. По этой причине в мой адрес поступают замечания и претензии от школы. Как мне поступить в данной ситуации?
Ответ: Согласно статье 32 Конституции Республики Беларусь родители или лица, их заменяющие, имеют право и обязаны воспитывать детей, заботиться об их здоровье, развитии и обучении; согласно статье 68 Кодекса Республики Беларусь о браке и семье родители обязаны воспитывать детей, осуществлять уход и надзор за ними, обеспечивать защиту их прав и законных интересов.
В целях обеспечения надзора за несовершеннолетними можно воспользоваться помощью близких родственников или помощью сотрудников Центра территориального обслуживания населения. В дневное время суток детей можно определить в группы продленного дня, а также объединения по интересам, которые созданы в школах и в учреждениях дополнительного образования детей и молодежи.
Очень беспокоит тема про педофилию, много случаев случается с несовершеннолетними. У меня сыну 15 лет, дочери 13 лет, и младшей 5 лет. Скажите пожалуйста, как поговорить с детьми правильно?
Ответ: Чаще напоминайте вашему ребенку, что нельзя общаться с незнакомцами на улице, заходить с ними в подъезд, в лифт. Ребенок должен знать допустимые границы прикосновений к нему знакомых и незнакомых людей, особенно в ситуации телесного контакта. Нужно говорить об этом с раннего возраста, например, используя рисунок, игру, формируя границы. Формируйте доверительные отношения с ребенком, чтобы он рассказывал вам о том, что с ним происходило в течение дня, хотел рассказать об этом. Никогда не ругайте детей за то, что они рассказывают вам о чем-то неприятном. Дети зачастую не рассказывают о домогательствах родителям, так как боятся слов «сам виноват».
Родители (законные представители) должны быть в курсе контактов детей в социальных сетях, с кем там происходит общение. Объясните детям, что, так как и в реальной жизни, в сеть нельзя выкладывать личную информацию, к которой относятся: адрес, номер телефона, место работы или учёбы. Обсудите вместе, какие фотографии допустимо выкладывать в социальные сети. Особенно стоит насторожиться, если есть хоть какой-то намёк на сексуальный интерес со стороны неизвестного человека.
В целях психолого-педагогического просвещения родителям рекомендуется брошюра «Самое важное о поведении ребенка с незнакомцами на улице»: https://roduniversitet.bspu.by/wp-content/uploads/2021/02/JuNISEF-Samoe-vazhnoe-o-povedenii-rebenka-sneznakomcami-na-ulice.pdf.
Подскажите пожалуйста, что делать родителям если педагог позволяет себе обзывать ребенка при всём классе?
Ответ: Если установлен данный факт необходимо сообщить о нём администрации и (или) специалистам СППС учреждения образования.
Кроме того, в определенных случаях согласно статье 35 Кодекса Республики Беларусь об образовании в целях урегулирования разногласий между участниками образовательных отношений законные представители несовершеннолетних учащихся имеют право обратиться в комиссию по разрешению конфликта интересов педагогического работника, которая создана в учреждении образования.
Также сообщаем, что в настоящее время проводится работа созданию и развитию деятельности служб школьной медиации, которые могут оказать содействие в разрешении конфликтов между участниками образовательного процесса.
В органах внутренних дел любое обращение о буллинге рассматривают исходя из действующего законодательства. Отдельной статьи в Административном или Уголовном кодексе за него нет. При рассмотрении дела оперируют такими фактами, как причинение телесных повреждений, совершение хулиганских действий, наличие факта оскорбления и т.д. Исходя из этого дается правовая оценка.
Подскажите, пожалуйста, как поступать подросткам, когда учитель в школе запускает буллинг по отношению к ученику? Как вести себя, когда учитель позволяет себе на уроке ученика называть "дебил". Учащийся должен сообщать об этом родителям, администрации, классному руководителю? Почему после того, как он сказал родителям об этом учителе, к "дебилу" он становится ещё и "шестёркой" - это исходит от педагога в классном коллективе, запускается травля подростка. Учитель безнаказан, для него это норма... Ребёнок должен доверять родителям? Ребёнок должен позволять себя унижать? Учитель должен быть учителем или может быть агрессором?
Ответ: Согласно пункту 25 Правил безопасности организации образовательного процесса, организации воспитательного процесса при реализации образовательных программ общего среднего образования, утвержденных постановление Министерства образования Республики Беларусь 03.08.2022 № 227 (далее – Правила), к общим требованиям к мерам безопасности при проведении учебных занятий, реализации мероприятий планов воспитательной работы учреждения общего среднего образования относится установление взаимоотношений между обучающимися и педагогическими работниками на взаимном уважении, сотрудничестве, заботе и поддержке, ценностном отношении к личности каждого; согласно пункту 1 главы 11 этих же Правил к общим требованиям к мерам безопасности при организации воспитательной работы во внеучебное время относится обеспечение профилактики буллинга, суицидального поведения обучающихся.
Согласно Правилам педагогических работников, утвержденных приказом Министерства образования Республики Беларусь от 10.06.2022 № 401, свою деятельность педагогические работники должны строить на основе безусловного взаимного уважения достоинства обучающихся, их законных представителей, коллег, проявлять доброжелательность, вежливость и тактичность, избегать конфликтов во взаимоотношениях. Таким образом, буллинг со стороны учителя является нарушением требований законодательных актов.
В данном случае учащийся обязан сообщить родителям, которые в первую очередь обращаются к администрации учреждения образования для решения проблемы, при необходимости - за консультацией к педагогу-психологу учреждения образования.
Что делать если «гнобят» ребенка и учителя, и он не хочет ходить в школу, а дети унижают ребенка?
Ответ: В данном случае учащийся обязан сообщить родителям, которые в первую очередь обращаются к администрации учреждения образования для решения проблемы, при необходимости - за консультацией к педагогу-психологу учреждения образования.
Если сами родители с головой находятся в интернет-помойке, что можно говорить о детях!!!!.... Нужно самим соблюдать заповеди и детей воспитывать в православных традициях. Дети во всем берут пример с родителей. Вопрос в том, как оградить в школе своих детей и педагогов от очень трудных одноклассников, с которыми не могут справиться ни учителя, ни родители и ни даже милиция?
Подросток 7 кл. стоит на учете в милиции. Постоянные конфликты с одноклассниками (драки), пропускает занятия, отец в тюрьме, мать на него особого влияния не имеет. За какие деяния он может далее попасть в детскую колонию?
Ответ: Обратиться к специалистам социально-педагогической и психологической службы, в службу школьной медиации. Основная задача – не изолировать «трудного» подростка, а научить его справляться со сложной жизненной ситуацией.
Для наиболее проблемной категории подростков, с которыми инспекциями по делам несовершеннолетних проводится ИПР, однако последние продолжают нарушать действующее законодательство, предусмотрена возможность направления в специальные учебные воспитательные учреждения. В соответствии со ст. 14 Закона Республики Беларусь от 31.05.2003 № 200-З «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», подросток подлежит направлению в учреждение образования закрытого типа, если установлено, что он нуждается в особых условиях воспитания, и достиг возраста 11 лет. Решение о направлении в данное учреждение принимает суд.
Решение о помещении несовершеннолетнего в специальное учебно-воспитательное учреждение или специальное лечебно-воспитательное учреждение может быть принято, если:
в отношении его принято решение об отказе в возбуждении уголовного дела или о прекращении производства по уголовному делу из-за недостижения возраста, с которого наступает уголовная ответственность, либо если вследствие отставания в психическом развитии, не связанного с психическим расстройством (заболеванием), во время совершения общественно опасного деяния он был не способен сознавать фактический характер или общественную опасность своего деяния;
в течение года он три раза привлечен к административной ответственности за совершение административных правонарушений, предусмотренных статьями 10.1, 11.1, 11.3, 18.14, 18.15, 19.1, 19.3, 19.5 или 19.6 КоАП, и после проведения ИПР вновь привлечен к административной ответственности за совершение одного из указанных в настоящем абзаце административных правонарушений и у него сформировалось нежелание вести правопослушный образ жизни;
в течение года он три раза совершил деяния, содержащие признаки административных правонарушений, указанных в абзаце третьем настоящей части, но не достиг на день совершения таких деяний возраста, с которого наступает административная ответственность, и после проведения ИПР вновь совершил одно из указанных в абзаце третьем настоящей части деяний и у него сформировалось нежелание вести правопослушный образ жизни;
в течение года в отношении его за совершение административных правонарушений, предусмотренных абзацем третьим настоящей части, четыре раза применялись профилактические меры воздействия в виде предупреждения и (или) мер воспитательного воздействия.
Сейчас на собрании говорят про то, что нужно проверять периодически телефон ребенка. Очень сильно хотелось бы услышать конкретную рекомендацию как это сделать и не поссорится с ребенком???? Все те разы, которые я брала у 16 летнего сына его телефон, это были долгие уговоры снять пароль, крики на тему "ты мне не доверяешь" и потом длительная обида. Вот скажите, ЧТО нужно сказать подростку, с которым и так сложно, чтобы он доверил родителю свой телефон и не обиделся??? Как объяснить подростку свой интерес к его телефону и ЧТО отвечать на вопрос ребенка "ты что, мне не доверяешь?"
Ответ: Лучше всего изначально обеспечить ребёнку безопасный контент (существуют программы, которые фильтруют, например, видео по возрастным ограничениям), а также объяснить правила поведения, общения в сети Интернет.
Проверять телефон необходимо с согласия и в присутствии ребёнка, объяснив, почему и с какой целью это делается. Следует поговорить искренне и откровенно с ребёнком, не обвиняя и не запугивая его. Поделиться своими чувствами, страхами, опасениями. Рассказать ребёнку, как ему действовать в подобных случаях. Совместно принять меры по текущей ситуации.
Как вы считаете, армия исправляет «трудных» подростков?
Ответ: Принято считать, что подростковый возраст заканчивается в 15-16 лет. На службу в армию же могут быть призваны молодые люди в возрасте от 18 до 27 лет. Как правило в таком возрасте человек уже имеет сформировавшуюся жизненную позицию, мировоззрение и готов к самостоятельной жизни.
Если говорить о роли армии в воспитании личности, то тут уместно вспомнить что армию справедливо называют школой мужества. Вчерашние юноши через каких-то 1,5 года службы становятся настоящими мужчинами, полноценными защитниками своей страны. Конечно, есть разные люди, разные условия прохождения службы, но в целом можно уверенно утверждать, что служба в армии, меняет мужской характер в лучшую сторону, воспитывает волевые качества, укрепляет силу и здоровье.
Чтобы убедиться в этом, достаточно посмотреть на юношей призывников, уходящих в армию и сравнить их с теми, кто возвращается домой после службы. Разница очень заметна.
Какое влияние на семью и общество оказывает торговля спиртом этиловым в продуктовых магазинах? Согласно ГОСТ 1982 г. это сильнодействующий наркотик.
Ответ: Этиловый спирт C2H5OH — горючая жидкость, которая используется как топливо, растворитель или дезинфицирующее средство. При попадании в организм обладает наркотическим и токсическим действием. Наркотическое воздействие на ЦНС разнообразно: C2H5OH угнетает функции ЦНС, вызывает алкогольное возбуждение, нечувствительность к боли и т.д. Под действием этанола происходит выделение в мозге эндорфинов, по способу воздействия схожих с опиатами.
Алкоголь вызывает привыкание, разрушает мозг, печень, пищеварительный тракт и желудок. Он приводит к циррозу печени, раку поджелудочной железы, ожирению, гипертонии, болезням сердца. Под влиянием алкоголя развивается более 200 заболеваний, в том числе острые и хронические расстройства психики; происходит поражение органов желудочно-кишечного тракта: гастриты, язвы желудка и двенадцатиперстной кишки, колиты, дисбактериоз, алкогольные гепатиты, нарушения работы сердечно-сосудистой системы; нервно-мышечные возбуждения, развитие судорог, патологии дыхательной системы: хронические бронхиты, пневмонии, туберкулез, происходят изменения в коре головного мозга.
Каковы последствия алкоголизма? Чаще всего их ощущают в семье. Именно родители, супруги, а особенно дети страдают от зависимости близкого. Впрочем, это касается всех людей, которые живут с алкоголиком в квартире.
Социальные последствия употребления алкоголя наиболее ярко видны в семье. Именно муж/жена чаще всего видят последствия распада личности близкого и страдают от этого процесса. Супруги испытывают постоянный стресс, что негативно отражается на их здоровье и психике. Зачастую в семьях алкоголика можно наблюдать созависимые отношения. Это значит, что второй супруг не может бросить пьющего. Созависимой часто становится женщина-жертва. Как правило, именно жены становятся мишенью для проявления агрессии со стороны алкоголика. Это еще больше вгоняет их в депрессию и снижает самооценку. Нередко модель спасателя, когда жена/муж стремятся вытащить супруга из лап зависимости. Обычно успеха в этом мероприятии они не достигают.
В любом из этих сценариев алкогольная зависимость одного человека плохо сказывается на психике супруга. В таких семьях часто наблюдаются скандалы, рукоприкладство, выяснение отношений. Как правило, здесь есть два сценария – либо семья распадается, либо семья сохраняется с последствиями того, что будет сломана психика сразу у двух супругов и других членов семьи.
Дети наиболее часто становятся заложниками ситуации с пьющими родителями. Если взрослый человек может сделать выбор, то дети не могут уйти из дома, даже если им там плохо. Нередка ситуация, когда дети начинают брать на себя роль взрослого и «спасать» родителя от зависимости – прятать спиртное, выливать алкоголь и уговаривать не пить. В зависимости от семейного сценария дети могут получить следующие последствия:
- лишаются детства и становятся гиперответственными и тревожными на всю жизнь;
- перенимают на себя модель поведения в семье – начинают рано употреблять алкоголь и драться. Особенно этому подвержены мальчики-подростки;
- не могут доверять людям;
- обладают скрытным характером.
Важно знать, что родителям-алкоголикам свойственны эмоциональные качели. Под градусом они могут говорить, что любят своих детей, а в трезвом состоянии отвергать их и наоборот. Это очень негативно сказывается на психике ребенка. Он пытается подстроиться под настроение взрослого и заслужить любовь. Зачастую это сохраняется на всю жизнь.
Несколько лет назад в Кодекс об образовании внесены изменения и в Республике Беларусь введено обязательное среднее образование. Рассматривался ли вопрос о том, чтобы все дети получали среднее образование в школе, а после сдачи централизованных экзаменов и тестирования, продолжали своё обучение в ВУЗе и ССузах в соответствии с возможностями и полученными отметками?
Ответ: Этот вопрос не рассматривается. Такое нововведение ограничит несовершеннолетних в правах на получение профессионально-технического образования.
В соответствии с п.5 ст.144 Кодекса Республики Беларусь об образовании лица, получившие общее базовое образование и не достигшие возраста восемнадцати лет, имеют право на продолжение образования на уровне профессионально-технического образования по образовательным программам, указанным в подпунктах 1.3 и 1.4 пункта 1 статьи 167 Кодекса.
А если не организована занятость детей, и им нечем заняться????
Ответ: В каждом учреждении образования обеспечивается организация полезной досуговой занятости учащихся во внеучебное время. Если те формы работы, которые предлагает учреждение образования, не соответствуют потребностям и запросам несовершеннолетнего, можно обратиться в учреждения дополнительного образования детей и молодёжи, учреждения культуры, спорта по территориальности.
Какие меры применяются для того, чтобы не появлялись надписи о вовлечении в преступную деятельность детей? Очень часто вижу их в подземном переходе. И не только.
Ответ: сотрудниками органов внутренних дел проводятся мероприятия по выявлению надписей, которые направлены на вовлечение несовершеннолетних и иных лиц в противоправную деятельность.
При установлении таких лиц их действия могут быть квалифицированы следующим образом:
1. как умышленное уничтожение либо повреждение чужого имущества (статья 11.3 КоАП). Санкция статьи предусматривает наложение штрафа в размере до 30 базовых величин.
В случае если несовершеннолетний не достиг возраста (16 лет) привлечения к административной ответственности, ответственности подлежат его родители по части 1 статьи 10.3 КоАП (невыполнение родителями или лицами, их заменяющими, обязанностей по воспитанию детей, повлекшее совершение несовершеннолетним деяния, содержащего признаки административного правонарушения, либо преступления, но не достигшим ко времени совершения такого деяния возраста, с которого наступает административная или уголовная ответственность за совершенное деяние). Санкция статьи предусматривает наложение штрафа в размере до 10 базовых величин.
2. по ч. 1 статьи 218 Уголовного кодекса Республики Беларусь (далее – УК) («умышленное уничтожение либо повреждение имущества»). Санкция статьи предусматривает до двух лет ограничения свободы.
3. если выяснится, что «трафаретчик» причастен к деятельности интернет-магазинов по сбыту наркотиков, его действия будут квалифицированы по соответствующей части статьи 328 УК. Санкция статьи предусматривает до 25 лет лишения свободы.
Как научить детей не попадать под влияние других не совсем хороших детей?
Ответ: Общайтесь с ребенком на непростые темы: буллинг, детская жестокость и подлость, наркотики и алкоголь, насилие. Выражайте свое отношение к событиям и фактам, объясняйте, модели поведения, позволяющие избежать негативного влияния.
Наблюдайте за ребенком – как он общается со сверстниками, в какие игры играет (виртуальные и реальные), как ведет себя в коллективе. Важно вовремя увидеть проблему.
Помните, что демократичное воспитание не имеет ничего общего с попустительством.
Дайте ребенку понять, что вы цените его как личность и не судите лишь по поступкам (то, что сегодня он поступил плохо, не делает его плохим человеком; то, что сегодня он не победил в соревнованиях, не превращает его в неудачника).
Развивайте критическое мышление ребенка, спрашивая его мнения по разным поводам (если ребенок ошибается, объясните, почему, аргументируйте свое мнение). Объясните ему, что такое личные границы. Научите говорить "нет" в случаях, когда другие люди пытаются их нарушить (например, когда вынуждают сделать что-нибудь, чего ребенок делать не хочет, шантажируя дружбой).
Необходимо серьезно относиться к идеям ребенка и не оставлять их без внимания, даже если они кажутся вам не совсем логичными.
У ребенка должно быть право на ошибку (и возможность эти ошибки совершать). Но при этом важно объяснить ребенку, что придется брать на себя ответственность за свои поступки.
Если ребенок знает, что родителям важен он сам, его мнение, даже если оно отличается от мнения взрослых, то и от других будет ожидать того же. Он не будет пытаться завоевать друзей покорностью и не позволит другим нарушать свои границы.
Как быть родителями - нас нигде не учат, а педагоги обучаются 5 лет и при этом школа ни за что не отвечает. На родительских собраниях профильные специалисты выступают, но практических советов не дают. В школе воспитание отсутствует. Забрать телефон у ребёнка ни к чему хорошему не приведет.
Ответ: Все учреждения образования организуют взаимодействие с родителями несовершеннолетних, мероприятия, направленные на развитие психолого-педагогических знаний родителей, в т.ч. в рамках республиканского проекта «Родительский университет».
Кроме того, в целях психолого-педагогического, юридического, правового самообразования детей и родителей (законных представителей) в республике созданы образовательные Интернет-ресурсы:
http://mir.pravo.by - Детский правовой сайт создан для детей и подростков с целью помочь им получить юридические знания, ответить на «взрослые» вопросы, дать совет в сложных ситуациях, рассказать о законодательстве Республики Беларусь и правах граждан нашей страны. Сайт состоит из двух основных частей: игровой и информационной. В игровой — ситуации, иллюстрирующие юридические проблемы, с которыми мы сталкиваемся в жизни.
http://adu.by - Национальный образовательный портал – это современный информационно-образовательный ресурс, который создан для обеспечения комплексной (информационной, научно- и учебно-методической, консультационной) поддержки всех участников образовательного процесса на уровнях дошкольного, общего среднего, специального образования.
http://www.obrazovanie.by - каталог образовательных услуг Беларуси. Статьи, книги, полезная информация для дошкольников, школьников и родителей, абитуриентов, студентов и учителей.
http://www.deti.by - крупнейший портал для детей и родителей. Советы, рекомендации, детская кухня, игры, сказки, стихи, песни и многое другое.
http://www.asabliva.by - сайт управления специального образования Министерства образования Республики Беларусь. На сайте систематизирована информация по вопросам образования лиц с особенностями психофизического развития. Она адресована специалистам, работающим с особенными детьми, родителям и самим детям, имеющим особые образовательные потребности.
http://www.velib.com - бесплатная виртуальная электронная библиотека.
http://www rcpp.by – сайт института психологии БГПУ им. М. Танка, бесплатная психологическая помощь учащимся, родителям.
Согласно статье 150 Кодекса Республики Беларусь об образовании воспитательная работа с учащимися во внеучебное время организуются в режиме шестидневной недели, включая работу в период каникул. В шестой школьный день проводятся мероприятия по реализации основных направлений воспитания, в том числе спортивно-массовые, туристические мероприятия, экскурсии. В каждом учреждении образования запланирована воспитательная работа в шестой школьный день, обеспечено функционирование учреждений дополнительного образования детей и молодежи в шестой школьный день.
Как действовать и куда обращаться, если ребенка в школе бьет другой учащийся? Родители того мальчика на контакт не идут. Администрация школы вызывает их, но они это игнорируют.
Ответ: Рекомендуется обратиться к классному руководителю и/или к специалистам СППС, к администрации учреждения образования.
В данном случае несовершеннолетий подлежит административной ответственности с 14 лет за совершение правонарушения, предусмотренного статьей 10.1 КоАП («умышленное причинение телесного повреждения и иные насильственные действия либо нарушение защитного предписания»).
В случае если несовершеннолетний не достиг возраста (14 лет) привлечения к административной ответственности, ответственности подлежат его родители по части 1 статьи 10.3 КоАП.
Посещаю все родительские собрания, моё мнение нужно и детей с 14 лет звать на собрания. Пусть получают более развернутую информацию об ответственности. Что бы дети присутствовали на собрании это решает школа или районный отдел образования?
Ответ: В соответствии с Программой непрерывного воспитания детей и учащейся молодёжи на 2021-2025 годы, утвержденной постановлением Министерством образования Республики Беларусь от 31.12.2020 №312, в рамках организации воспитательной работы во внеучебное время в каждом классном коллективе проходят мероприятия по формированию информационной культуры и правовой грамотности, профилактике противоправного поведения, формированию основ безопасного поведения, в том числе по вопросам профилактики насилия, торговли людьми, наркопотребления и наркораспространения, алкоголизма, курения, конфликтов в образовательной среде и т.д. Обеспечивается взаимодействие со всеми заинтересованными, в том числе сотрудниками органов внутренних дел, здравоохранения и другими, которые приглашаются для проведения воспитательных мероприятий, участия в информационных часах и т.д.
Таким образом, информация об ответственности за совершение преступлений и правонарушений доводится до сведения несовершеннолетних с учетом их возрастных особенностей.
Для обеспечения единства подходов в организации профилактической работы наиболее актуальные вопросы выносятся для обсуждения на родительские собрания.
Решение о проведении совместного родительского и ученического собрания может быть принято классным руководителем по согласованию с администрацией учреждения образования.
Как катится жизнь школьника, который попадает в колонию? И ещё один вопрос – что делать если меня бьют одноклассницы в школе?
Ответ: Воспитанник в период пребывания в специальном учебно-воспитательном учреждении или специальном лечебно-воспитательном учреждении обязан осваивать содержание образовательных программ и программы воспитания детей, нуждающихся в особых условиях воспитания, надлежаще исполнять обязанности, возложенные на него законодательством, учредительными документами и иными локальными нормативными правовыми актами учреждения образования.
Как живут в колонии и о чем мечтают подростки, осужденные по наркостатье, можно ознакомиться, перейдя по ссылке: https://www.belta.by/society/view/kak-zhivut-v-kolonii-i-o-chem-mechtajut-podrostki-osuzhdennye-po-narkostatje-600242-2023/;
Колония для несовершеннолетних: смягчат ли наказание подросткам? https://sputnik.by/20181115/Vse-khorosho-no-luchshe---ne-zdes-deputaty-p и т.д.
В случае избиения учащийся обязан сообщить родителям, которые в первую очередь обращаются к администрации учреждения образования для решения проблемы, при необходимости - за консультацией к педагогу-психологу учреждения образования.
В органах внутренних дел любое обращение о буллинге рассматривают исходя из действующего законодательства. Отдельной статьи в Административном или Уголовном кодексе за него нет. При рассмотрении дела оперируют такими фактами, как причинение телесных повреждений, совершение хулиганских действий, наличие факта оскорбления и т.д. Исходя из этого дается правовая оценка.
Хочу узнать, вот идёт праздник новый год....продаются петарды...в каких местах можно ими пользоваться...что бы не стать на учет?
Ответ: пользование салютами и петардами разрешено в местах, определяемых решениями местных исполнительных и распорядительных органов.
На данный момент в школе ввели новые правила пользования мобильными телефонами: на урок телефоны должны быть сданы учителю. В случае, если аппарат разбивается по вине другого учащегося (кому не принадлежит телефон), то в таком случае, кто несёт ответственность за разбитый телефон?
Ответ: Правила пользования мобильными телефонами установлены Государственным образовательным стандартом, утвержденным постановлением коллегии Министерства образования Республики Беларусь от 10.05.2022 № 4.11, в соответствии с которым во время проведения учебных, факультативных, стимулирующих, поддерживающих занятий, занятий в объединениях по интересам, внеклассных мероприятий устройства мобильной связи должны находиться в предназначенном приспособлении (коробке) в состоянии бесшумного режима.
В данном случае ответственность за умышленное или неумышленное повреждение или уничтожение чужого имущества несет лицо, повредившее или уничтожившее такое имущество. В случае недостижения лицом, причинившим имущественный ущерб, возраста привлечения к ответственности, к ответственности привлекаются его родители.
Можно ли включить в работу в школе, например, на классных часах, просмотр фильмов о том, как сидят в тюрьмах осужденные дети и подростки. Ни в целях напугать, а, чтобы они увидели, как тяжело нести наказание, как эти дети раскаиваются и хотели бы вернуть все назад, и как сложно там без близких людей. Может это кого - то бы остановило или заставило задуматься.
Ответ: Данная работа уже активно проводится. Согласно Комплексному плану мероприятий по профилактике наркомании и противодействию незаконному обороту наркотиков, социальной реабилитации наркозависимых лиц на 2023 – 2024 годы, утвержденному заместителем Премьер-министра Республики Беларусь И.В. Петришенко от 13.02.2023 № 33/202-44, в учреждениях образования в течение года во взаимодействии с территориальными органами внутренних дел проводятся профилактические мероприятия среди обучающихся в форме стрим-семинаров с участием осужденных за преступления.
Кроме того, обеспечивается демонстрация видеофильмов, подготовленных МВД Республики Беларусь, в рамках профилактических мероприятий.
Какое наказание за мелкое хулиганство? Что делать если дети переходят на сайт мошенников?
Ответ: статья 19.1 КоАП. Мелкое хулиганство
Оскорбительное приставание к гражданам и другие умышленные действия, нарушающие общественный порядок, деятельность организаций или спокойствие граждан и выражающиеся в явном неуважении к обществу, - влекут наложение штрафа в размере от двух до тридцати базовых величин, или общественные работы, или административный арест (ответственность с 14 лет).
Если вы обнаружили, что ваши дети переходят на сайты мошенников, важно немедленно предпринять следующие шаги:
обсудите с детьми важность безопасного поведения в интернете и объясните, что мошенники могут использовать сайты для обмана людей;
попросите детей сообщить вам, если они столкнулись с подозрительным контентом, чтобы вы могли принять меры;
установите на устройствах детей программы контроля и безопасности, которые могут блокировать доступ к вредоносным сайтам;
поговорите с детьми о признаках мошенничества в интернете, таких как запросы личной информации или предложения о быстрой прибыли;
поддерживайте открытую и доверительную связь с вашими детьми, чтобы они могли обращаться к вам в случае возникновения проблем в сети;
в случае серьезных инцидентов, связанных с мошенничеством, обратитесь к правоохранительным органам для получения помощи.
Законны или нет, школьные сборы на нужды класса или школы????
Ответ: В соответствии с Положением о попечительском совете учреждения образования, утвержденным постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 16.08.2022 № 266, финансирование учреждений общего среднего образования может осуществляться из разных источников, не запрещенных законодательством. Для решения актуальных задач учреждений образования могут привлекаться дополнительные источники финансирования, в том числе спонсорская помощь и средства родителей.
Финансовые средства попечительского совета формируются из добровольных взносов, зачисляемых на текущий (расчетный) счет по учету внебюджетных средств учреждения образования, и используются по целевому назначению в соответствии с подпунктом 10.4 пункта 10 вышеназванного документа и решением попечительского совета, согласованным с руководителем учреждения образования и родительским комитетом учреждения образования (при его наличии). Использование денежных средств может осуществляться государственным учреждением, созданным в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 23.12.2019 № 475 «Об обеспечении деятельности бюджетных организаций» (далее – Центр), на основании договора об оказании услуг для обеспечения деятельности бюджетной организации, заключенного между учреждением образования и Центром.
Существуют ли у нас какие-то групповые занятия с информацией и примерами как ребенку защититься от взрослых если он вдруг один на улице.
Ответ: Согласно действующему законодательству родители обязаны создавать безопасные условия для жизни и здоровья ребёнка, несут ответственность за оставление в опасности заведомо малолетних (статья 179 Кодекса Республики Беларусь о браке и семье, утвержденного от 17.07.2023 №300-з); родители или лица, их заменяющие, имеют право и обязаны воспитывать детей, заботиться об их здоровье, развитии и обучении (статья 32 Конституции Республики Беларусь); родители (опекуны, попечители) должны создавать необходимые условия для полноценного развития, воспитания, образования, укрепления здоровья ребенка и подготовки его к самостоятельной жизни в семье и обществе. Законные представители обязаны сопровождать детей, не достигших возраста шестнадцати лет, в период с двадцати трех до шести часов вне жилища либо обеспечивать их сопровождение совершеннолетними лицами (статья 17 Закона Республики Беларусь «О правах ребенка», утвержденного 19.05.2022 №171-з); заведомое оставление без помощи лица, находящегося в опасном для жизни и здоровья состоянии и лишенного возможности принять меры к самосохранению по малолетству, старости, болезни или вследствие своей беспомощности, в случаях, если виновный имел возможность оказать потерпевшему помощь и был обязан о нем заботиться, – наказывается арестом или ограничением свободы на срок до двух лет (статья 159 Уголовного кодекса Республики Беларусь). Таким образом, сам факт нахождения ребёнка до 14 лет на улице одного предполагает ответственность родителей.
Нужно учить его критически мыслить, не доверять малознакомым людям, не ходить в безлюдных местах, целесообразно мотивировать ребёнка для посещения спортивной секции, где предполагается освоение приемов самообороны, в том числе.
Мероприятия по профилактике насилия, торговле людьми ежегодно проводятся в учреждениях образования согласно Программе непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи на 2021-2025 годы, утвержденной постановлением Министерством образования Республики Беларусь от 31.12.2020 №312.
Все мы знаем, сколько ненужной информации, вредоносного контента обрушивается на наших детей из Интернета. Существуют приложения и программы "Родительский контроль", но они как правило распространяются на детей до 14 лет. Есть ли способ обезопасить доверчивых сыновей и дочерей более старшего возраста?
Ответ: да, существуют способы обезопасить и обеспечить безопасность более старших детей в онлайн-среде. Вот несколько рекомендаций:
важно поддерживать открытую и доверительную связь с вашими детьми, независимо от их возраста. Обсудите с ними важность осознанного поведения в интернете, предостерегайте их от возможных угроз и обмана;
помогите детям развивать критическое мышление и аналитические навыки, чтобы они могли распознавать потенциальные опасности в сети;
обсудите с детьми важность никогда не делиться личной информацией в интернете, такой как пароли, адреса и номера телефонов;
помимо программ родительского контроля, можно установить антивирусные программы и программы блокировки нежелательного контента на устройствах детей;
cледите за новыми тенденциями и угрозами в онлайн-мире, чтобы быть готовым к обсуждению этих вопросов с вашими детьми;
помимо защиты, важно поощрять развитие у детей навыков самостоятельного принятия решений в онлайн-среде;
обсудите правила использования интернета и социальных сетей, чтобы помочь детям сделать осознанные решения в онлайн-среде.
Соблюдение этих рекомендаций может помочь в обеспечении безопасности в интернете.
Здравствуйте. Что делать при буллинге и какая статья предусмотрена?
Ответ: буллинг - форма агрессии и в своей обособленной форме не влечет за собой привлечения к административной или уголовной ответственности. На ранних этапах проявления буллинга рекомендуется прибегнуть к процессам медиации.В органах внутренних дел любое обращение о буллинге рассматривают исходя из действующего законодательства. Отдельной статьи в Административном или Уголовном кодексе за него нет. При рассмотрении дела оперируют такими фактами, как причинение телесных повреждений, совершение хулиганских действий, наличие факта оскорбления и т.д. Исходя из этого дается правовая оценка.
Почему в школах очень часто проводят беседы по теме наркотиков, а вот о вреде алкоголя, который доступен и находится практически в каждом доме ничего не говорят? Это разве не заслуживает внимания? Алкоголь самый доступный и самый быстро действующий вид наркотика. Почему школьные родительские чаты не получают напоминания об этом, работа ведётся только по предотвращению употребления наркотиков.
Ответ: В соответствии с Программой непрерывного воспитания детей и учащейся молодёжи на 2021-2025 годы, утвержденной постановлением Министерством образования Республики Беларусь от 31.12.2020 №312 в рамках организации воспитательной работы во внеучебное время в каждом классном коллективе проходят мероприятия по формированию информационной культуры и правовой грамотности, профилактике противоправного поведения, формированию основ безопасного поведения, в том числе по вопросам профилактики насилия, торговли людьми, наркопотребления и наркораспространения, алкоголизма, курения, конфликтов в образовательной среде и т.д.
Обеспечено взаимодействие с учреждениями здравоохранения, подростковыми наркологическими кабинетами, центрами, дружественными подросткам, по вопросам формирования ЗОЖ, вреде алкоголя.
Выходя в учреждения образования, с целью проведения мероприятий профилактического характера, медицинские работники в равной степени уделяют должное внимание, как проблемам употребления алкогольных напитков, так и проблемам употребления наркотиков в подростковой среде, освещая социальные и медицинские последствия их употребления.
За период 9 месяцев 2023 года медицинскими работниками наркологической службы области в коллективах учащихся осуществлено 418 выступлений по профилактике вредных привычек (лекции, круглые толы, диалоговые площадки), из них 309 - для учащихся учреждений общего среднего образования и 109 – для учащихся учреждений профессионально-технического, средне специального образования. Проведена 721 беседа профилактической направленности.
Кто должен предотвратить буллинг в школе, ребенок с благополучной семьи?!
Ответ: Согласно пункту 7 Правил безопасности организации образовательного процесса, организации воспитательного процесса при реализации образовательных программ общего среднего образования, утвержденных постановлением Министерства образования Республики Беларусь 03.08.2022 №227, к общим требованиям к мерам безопасности при организации воспитательной работы во внеучебное время относится обеспечение профилактики буллинга, суицидального поведения обучающихся. Таким образом, ответственность за обеспечение мер безопасности в учреждении образования возлагается на его руководителя.
Здравствуйте, есть ли наказание за травлю (буллинг) ребёнка среди одноклассников?
Ответ: буллинг - форма агрессии и в своей обособленной форме не влечет за собой привлечения к административной или уголовной ответственности. На ранних этапах проявления буллинга рекомендуется прибегнуть к процессам медиации.
В органах внутренних дел любое обращение о буллинге рассматривают исходя из действующего законодательства. Отдельной статьи в Административном или Уголовном кодексе за него нет. При рассмотрении дела оперируют такими фактами, как причинение телесных повреждений, совершение хулиганских действий, наличие факта оскорбления и т.д. Исходя из этого дается правовая оценка.
С какого возраста наступает уголовная ответственность?
Ответ: уголовной ответственности подлежит лицо, достигшее ко времени совершения преступления шестнадцатилетнего возраста, за исключением случаев, предусмотренных Уголовным Кодексом Республики Беларусь.
Лица, совершившие запрещенные Уголовным кодексом деяния в возрасте от четырнадцати до шестнадцати лет, подлежат уголовной ответственности лишь за:
1) убийство (статья 139);
2) причинение смерти по неосторожности (статья 144);
3) умышленное причинение тяжкого телесного повреждения (статья 147);
4) умышленное причинение менее тяжкого телесного повреждения (статья 149);
5) изнасилование (статья 166);
6) насильственные действия сексуального характера (статья 167);
7) похищение человека (статья 182);
8) кражу (статья 205);
9) грабеж (статья 206);
10) разбой (статья 207);
11) вымогательство (статья 208);
11-1) хищение имущества путем модификации компьютерной информации (статья 212);
12) угон транспортного средства или маломерного водного судна (статья 214);
13) умышленные уничтожение либо повреждение имущества (части вторая и третья статьи 218);
14) захват заложника (статья 291);
15) хищение огнестрельного оружия, боеприпасов или взрывчатых веществ (статья 294);
16) умышленное приведение в негодность транспортного средства или путей сообщения (статья 309);
17) хищение наркотических средств, психотропных веществ, их прекурсоров и аналогов (статья 327);
17-1) незаконный оборот наркотических средств, психотропных веществ, их прекурсоров или аналогов (части 2-5 статьи 328);
18) хулиганство (статья 339);
19) заведомо ложное сообщение об опасности (статья 340);
20) осквернение сооружений и порчу имущества (статья 341);
21) побег из исправительного учреждения, исполняющего наказание в виде лишения свободы, арестного дома или из-под стражи (статья 413).
Скажите пожалуйста, почему сейчас все переложено на плечи родителей!? В нашей прекрасной бывшей стране СССР все занимались духовным воспитанием и развитием детей, их мотивировали и вдохновляли! А сейчас это всё делается по бумажке и принуждению. В саду и школах «долбят» головы родителям! Ведь нужно вдохновлять! Педагоги должны заниматься этим, но они заняты отчётами, бумагами с планами, а не детьми.
Ответ: Основные права и обязанности законных представителей несовершеннолетних обучающихся определены статьями 33, 34 Кодекса Республики Беларусь об образовании.
Перечень документов, обязательных для ведения отдельными педагогическими работниками учреждений общего среднего образования (далее - перечень), утвержден постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 27.12.2017 №164. В практике работы педагогов не допускается ведение документации, не предусмотренной Перечнем.
Организация воспитательной работы в учреждениях образования осуществляется в соответствии с Программой непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи на 2021-2025 годы.
Как поступить в ситуации, если угрожает человек, что может изнасиловать, и как на это реагировать?
Ответ: обратиться в органы внутренних дел для дачи правовой оценки.
Если следственный комитет прекращает уголовное преследование. Но травмы есть. Тот, кто их нанёс все равно не понесет наказание и даже не поставят на учёт?
Ответ: в соответствии со ст. 5 Закона Республики Беларусь от 31.05.2003 № 200-З «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», органы, учреждения и иные организации, осуществляющие профилактику безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, проводят ИПР в отношении следующих несовершеннолетних в отношении которых приняты решения об отказе в возбуждении уголовного дела или о прекращении производства по уголовному делу из-за недостижения возраста, с которого наступает уголовная ответственность, либо которые вследствие отставания в психическом развитии, не связанного с психическим расстройством (заболеванием), во время совершения общественно опасного деяния были не способны сознавать фактический характер или общественную опасность своих деяний либо о прекращении проверки и разъяснении заявителю права возбудить в суде в соответствии со статьей 426 Уголовно-процессуального кодекса Республики Беларусь уголовное дело частного обвинения.
Имеет ли право учитель забрать у подростка парогенератор и мобильный телефон в школе?
Ответ: В соответствии с Государственным образовательным стандартом, утвержденным постановлением коллегии Министерства образования Республики Беларусь от 10.05.2022 № 4.11, пользоваться устройством мобильной связи (интернет-связи) во время учебных, факультативных, стимулирующих, поддерживающих занятий, занятий в объединениях по интересам, внеклассных мероприятий можно только с разрешения учителя.
Пользоваться устройством мобильной связи (интернет-связи) в учреждении образования на перерывах между занятиями (звонить, отправлять сообщения) учащимся разрешено исключительно для оперативной связи с родителями (законными представителями), братьями (сестрами), иными близкими родственниками только в случаях безотлагательной необходимости.
На основании статьи 118 Кодекса Республики Беларусь об образовании за курения (потребления) табачных изделий, использования электронных систем курения, систем для потребления табака в помещениях и на территориях, занимаемых учреждением образования, несовершеннолетний может быть привлечен к дисциплинарной ответственности.
Как развивается пристрастие к наркотикам?
Ответ: По незнанию подростки уверены в том, что попробовать один раз – не страшно. К сожалению, весь наркобизнес построен на том, что первый раз никогда не бывает последним. В любой зависимости есть два компонента. Физиология ведь у всех людей одинаковая. Уловить, когда начинается привыкание к наркотику, физически невозможно. Как только в мозге начали вырабатываться эндорфины (гормоны счастья), иными словами человек поймал тот самый кайф, это признак того, что ты попался. Обязательно захочется повторить - психологический компонент зависимости. Второй компонент – физический. Это, как говорят в народе, ломка. Когда организм требует наркотик на физическом уровне: тело и мозг человека заставляет искать новую дозу. Совершенно бесспорно то, что каждый зависимый, начал с того, что однажды попробовал наркотик.
Что надо делать если подростку пишут мошенники. Как ему на это реагировать? И будут ли его привлекать к какой-то ответственности если случится что-то недоброе?
Ответ: если подросток столкнулся с мошенничеством, важно принять следующие меры:
объясните подростку, что он или она не должен предоставлять личные данные, такие как адрес, номера кредитных карт, пароли и т.д., незнакомым людям в интернете;
подросток должен сообщить взрослым или компетентным органам о том, что его или ее пытаются обмануть или получить личную информацию;
подросток может сохранить все сообщения, электронные письма, или любую другую информацию, которая может помочь в раскрытии мошенничества.
Важно обсудить с подростком важность безопасного поведения в интернете, включая осознание потенциальных угроз и мер предосторожности.
Ситуации мошенничества требуют серьезного отношения, и подростку важно понимать, что он или она не должны сами решать подобные проблемы, а обратиться за помощью к соответствующим взрослым или органам.
Ребёнка периодически оскорбляет одноклассник, работа в школе, с родителями не помогает. Если мы обратимся в милицию, какие меры буду приниматься?
Ответ: несовершеннолетий подлежит административной ответственности с 14-ти лет за совершение правонарушений, предусмотренных лишь шестью статьями КоАП, в том числе за административное правонарушение, предусмотренное статьей 10.2 КоАП «Оскорбление».
Можно ли забирать телефон у подростка? Какие есть альтернативные решения?
Ответ: можно предлагать ребёнку телефон сдать на время урока учителю.
В соответствии с Государственным образовательным стандартом, утвержденным постановлением коллегии Министерства образования Республики Беларусь от 10.05.2022 № 4.11, пользоваться устройством мобильной связи (интернет-связи) во время учебных, факультативных, стимулирующих, поддерживающих занятий, занятий в объединениях по интересам, внеклассных мероприятий можно только с разрешения учителя.
Пользоваться устройством мобильной связи (интернет-связи) в учреждении образования на перерывах между занятиями (звонить, отправлять сообщения) учащимся разрешено исключительно для оперативной связи с родителями (законными представителями), братьями (сестрами), иными близкими родственниками только в случаях безотлагательной необходимости.
Вы говорите, что все проблемы с воспитанием находятся в семье, а как-же буллинг в школах? Иногда родители даже не знают, что такое происходит, и разве подросток может такое рассказать близким?
Ответ: Согласно пункту 7 Правил безопасности организации образовательного процесса, организации воспитательного процесса при реализации образовательных программ общего среднего образования, утвержденных постановление Министерства образования Республики Беларусь от 03.08.2022 №227, к общим требованиям к мерам безопасности при организации воспитательной работы во внеучебное время относится обеспечение профилактики буллинга, суицидального поведения обучающихся.
Важно родителям формировать доверительные отношения с ребенком, тогда он обязательно расскажет о проблеме.
Сейчас очень активно детей и подростков ставят на учёт в СОП, ИПР. Есть ли от этого польза? В будущем, отражается ли это на поступлении в МВД, МЧС?
Ответ: Согласно Закону Республики Беларусь «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», утвержденного 31.05.2003 № 200-З учреждение образования обязано начать индивидуальную профилактическую работу с несовершеннолетним, если в него поступил документ, являющийся основанием для ее проведения, а именно:
заявления несовершеннолетнего либо его родителей, усыновителей (удочерителей), опекунов, попечителей (далее - законные представители);
приговора, решения, постановления или определения суда;
постановления комиссии по делам несовершеннолетних, прокурора, следователя, органа дознания или начальника органа внутренних дел.
Несовершеннолетние признаются находящимися в социально опасном положении не учреждением образования, а районным координационным советом по выполнению требования Декрета Президента Республики Беларусь №18 согласно критериям и показателям, установленным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 15.01.2019 №22.
Необходимо отметить, дети признаются находящимися в социально опасном положении только в тех случаях, когда в семье, где они проживают, создана неблагоприятная для их жизни и воспитания обстановка. Виной такой обстановки могут быть только родители или другие члены семьи, проживающие совместно с ребёнком.
Постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 27.02.2023 № 58 «О выдаче характеристики» установлена форма характеристики, которая выдается выпускнику учреждения образования. В характеристике указываются сведения о привлечении учащегося к дисциплинарной ответственности, проведении в отношении него индивидуальной профилактической работы.
Какие ошибки родителей во взаимоотношениях с ребенком приводят к совершению несовершеннолетним преступлений и правонарушений?
Ответ: К таким ошибкам можно отнести следующие.
Неосознанная проекция родителями личностных проблем на детей, когда они обвиняют их в том, что присуще им самим, неосознанно «приписывают» детям свои мысли.
Непонимание своеобразия личностного развития детей. Например, родители считают их упрямыми, в то время как речь идет о сохранении элементарного чувства собственного достоинства, или родители думают, что ребенок не хочет, а он не может, и т.д.
Непринятие детей – это непринятие индивидуальности ребенка, его своеобразия, особенностей характера.
Несоответствие требований и ожиданий родителей возможностям и потребностям детей. Это ведущий патогенный фактор, вызывающий нервно-психическое перенапряжение у детей.
Негибкость родителей в отношениях с детьми.
Непоследовательность в обращении с детьми – существенный фактор невротизации, в результате меняющихся и противоречивых требований родителей.
Несогласованность отношений между родителями.
Избыток родительского раздражения, недовольства или беспокойства, тревоги и страха. Большое количество приказов и угроз, которые обрушиваются на детей, если они имеют свое мнение.
Почему не проводят собрания с учителями? Сейчас очень часто подростки совершают суицид из-за учёбы. Многие учителя психологически давят на детей и унижают. Почему с ними не проводят беседы органы власти? Почему перед тем, как устраиваться на работу учителей не проверяют на психоустойчивость?
Ответ: В учреждениях образования систематически и планово проводятся педагогом-психологом тренинги с педагогическими работниками по вопросам профилактики суицидального поведения. Каждый педагогический работник учреждений образования ознакомлен с алгоритмом действий, в случае выявления суицидального поведения учащихся.
Согласно Кодексу Республики Беларусь об образовании:
статья 53 – педагогические работники ежегодно проходят обязательный медицинский осмотр, в том числе врача-психиатра;
статья 51 – педагогические работники, имеющие противопоказания к осуществлению педагогической деятельности к образовательному процессу не допускаются.
Почему за проступки и преступления детей ответственность несёт школа и учителя? Если воспитанием должны заниматься родители.
Ответ: В соответствии со статьей 53 Кодекса Республики Беларусь об образовании педагогические работники обязаны осуществлять свою деятельность на профессиональном уровне, обеспечивающем реализацию образовательных программ, программ воспитания, пропагандировать здоровый образ жизни среди обучающихся.
У меня ребенок совсем не слушается что делать?
Ответ: Обратиться в социально-педагогическую и психологическую службу, после изучения ситуации – выполнять рекомендации специалистов.
Какие наиболее действенные виды поощрения и наказания лучше использовать в настоящее время для подростков?
Ответ: Поощрения должны всегда преобладать над наказаниями. И самое главное: ребенок должен чувствовать себя любимым. Стремитесь понять растущего человека, выказывайте готовность поддержать его морально.
Используя неправильные наказания, родители рискуют подавить индивидуальность подростка, принизить в нем чувство собственного достоинства.
Наказание подростков всегда должно быть соразмерно проступкам, логическая связь должна четко прослеживаться. Чем яснее видна логика между проступком и наказанием, тем ценнее этот опыт для растущего человека.
Как часто должны проводиться встречи участковым инспектором с детьми 5 классов по вопросам насилия, оскорбления между учениками. Чем это чревато для детей и родителей?
Ответ: встречи участковым инспектором по делам несовершеннолетних проводятся с учащимися учреждений общего среднего образования на постоянной основе с целью доведения не только информации о недопустимости противоправного поведения, но и правового просвещения учащихся, проведения индивидуальных бесед с учащимися подучетной категории.
После уменьшения волны преступлений среди подростков по ст.328 УК РБ. Не пора ли применить иной инструментарий ограничения вовлечения молодежи в незаконный оборот наркотических средств и смягчить санкцию указанной статьи. Вопрос как к милиции, так и к образованию.
Ответ: в настоящее время ситуация в сфере незаконного оборота наркотических средств не позволяет рассматривать вопрос смягчения санкции статьи 328 УК.
Какие изменения в поведении ребёнка могут сигнализировать об "опасности"? На что нужно обратить внимание родителям?
Ответ: Поведение подростка, на которое следует обратить особое внимание:
часто грустное настроение, чувство одиночества, бесполезности;
стремление к рискованным действиям, неоправданным и опрометчивым поступкам, отрицание проблем;
прямые высказывания типа «Я не могу этого выдержать», «Я устал(а) от такой жизни», «Я больше не буду ни для кого проблемой», «Нет смысла жить дальше», «Скоро все закончится»;
нехарактерное для данного подростка поведение: снижение социальной активности у ранее общительных детей или наоборот, повышенная общительность у тихонь, несвойственное желание уединения, предпочтение траурной или скорбной музыки, внезапный интерес, проявляющийся косвенно или прямо к отравляющим веществам, раздача личных вещей, утрата интереса к любимым занятиям;
разговоры об отсутствии ценности жизни; высказывания типа «Ничего, скоро вы отдохнете от меня», «Он (она) очень скоро пожалеет о том, что отверг меня», «Ничего, скоро все это закончится для меня». Конечно, при этом необходимо учитывать контекст высказывания;
несчастная любовь. Взрослые зачастую считают подростковую любовь несерьезной. При неудачном «любовном» опыте ребенок может решить, что он неудачник, никому не нужен в этом мире;
проблемы в отношениях со сверстниками.